Описание
Пожарно-спасательный катер «Гаситель» — легендарный пароход, почти 70 лет выполнявший свой долг. Этот памятник — символ подвига волжских речников в Сталинградской битве. Сегодня он стоит на постаменте на набережной, в долине реки Царицы.
«Гаситель» имеет большую и интересную историю. Оказывается, сначала судно носило название «Царев». В 1901 г. на Царицынских пристанях произошел большой пожар, от которого пострадали прибрежные лесозаводы и поселки. Маневренного портового флота, способного бороться с огнем, в Царицыне не было. В 1902 г. пароходные общества «Русь» В. Ф. Лапшина, «Кавказ и Меркурий», «Нобель» сообща заказали для Царицына пожарно-спасательное судно.
Пароход был построен в 1903 г. на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Это было уникальное по тем временам судно: крепкий стальной и надежный корпус, скорость до 24 км/ч, мощные водооткачивающие средства. О том, сколько раз приходилось бороться с огнем «Цареву» до 1917 г., сведений не осталось. Наверняка «Царев» откачивал и спасал от потопления не одно судно: большая часть флота в то время представляла собой деревянные баржи, которые постоянно текли.
«Царев» активно участвовал в Гражданской войне при обороне Царицына Красной армией. Команда судна проявляла героизм и смелость. Слаженная работа команды восхищала Максима Горького и К. Е. Ворошилова, побывавших на судне.
В 1926 г. пожарно-спасательный пароход «Царев» был переименован в «Гаситель». В 1927 г. капитаном «Гасителя» назначается Петр Васильевич Воробьев.
Пароход участвовал в страшных битвах Великой Отечественной войны. «Гаситель» стал знаковым судном для Сталинграда. С первых дней войны роль Сталинграда как транспортного узла возросла. Налеты на Сталинград и Волгу начались еще летом 1941 г. И роль «Гасителя», по сути аварийно-спасательного судна, в новых, более тяжелых условиях движения флота тоже возрастала.
В дни Сталинградской битвы 27 июля 1942 г. в районе деревни Ерзовки немецкие войска подожгли нефтекараван. В барже «Обь» было десять тысяч тонн керосина, в двух других — мазут. В сторону города плыли острова огня. Это пылал керосин, выплеснувшийся при взрыве. Пылающие острова были потушены. Отважная команда корабля спасла баржи с нефтью и отвела суда на 80 км от Сталинграда.
8 августа 1942 г. «Гаситель» тушил пожар на железнодорожной станции Сарепта в Красноармейском затоне. Там вспыхнули вагоны с боеприпасами. Начали рваться снаряды, загорелось паровозное депо, постройки, жилые дома и баржа со снарядами. Но благодаря команде корабля тысячи тонн боеприпасов и фронтовых грузов были спасены.
В день бомбардировки Сталинграда 23 августа горело все, что могло гореть, на путях взрывались вагоны с горючим и боеприпасами. Над Волгой полз удушливый дым. «Гаситель» переходил с одного горящего объекта на другой.
Во время Сталинградской битвы пароход «Гаситель» использовали для переправы через Волгу оружия и продовольствия войскам, под непрерывными бомбежками он тушил пожары на берегу и на других суднах, помогал эвакуировать раненных. За отвагу капитан судна Петр Васильевич Воробьев был награжден орденом Красного Знамени.
В октябре 1942 г. «Гаситель» затонул. Его корпус был сильно поврежден, судно получило множество пробоин. Весной 1943 г. его подняли со дна Волги и отремонтировали. Судно начало работать по своему прямому назначению.
В 1949 г. он участвовал в съумках фильма про Сталинградскую битву, сыграв в нем самого себя.
В послевоенный период «Гаситель» еще около 20 лет служил Родине. Он стал пожарно-спасательным судном в Волжском аванпорту. В 1966 г. пароход был выведен из состава действующего флота и затоплен у левого берега Волги.
В 1974 г. «Гаситель» подняли со дна. Корабль возродился вновь: 6 ноября 1974 г. на берегу Волги был торжественно открыт памятник волжским речникам.
Ссылки
Пароход «Гаситель» в Википедии;
Исторические очерки о пароходе «Гаситель»;
Пожарный пароход «Гаситель» на сайте vetert.ru;
О «Гасителе» на Царицын.РФ.