Описание
Цаган Аман — поселок в Калмыкии, в 290 км к северо-востоку от Элисты. Древнее место переправы через Волгу. Сегодня здесь восстановлен уникальный хурул (храм).
Цаган Аман расположен на узком выступе калмыцкой территории, врезающимся в Астраханскую область, единственном выходе Калмыкии к Волге. Это место всегда было традиционным местом переправы через Волгу, оно использовалось кочевниками древности и средневековья. Скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы, ойраты — все эти народы, населявшие Великую Степь в разные исторические периоды, проходили ее «Белыми воротами» (именно так переводится название поселка Цаган Аман).
Первые храмы — хурулы — калмыков были кочевыми. Постепенно, по мере перехода народа на полуоседлый образ жизни, возникла необходимость возведения стационарных хурулов. Первым из них в Калмыцкой степи стал хурул, построенный здесь в 1798 г. И в качестве центра размещения служителей его культа был основан поселок. В 1930-е гг. хурул постигла участь всех остальных храмов Калмыкии.
История нового Цаган-Аманского хурула неразрывно связана с именем ламы Тугмюд-гавджи (1887-1980) — «цаган-аманского Аавы», как его любовно называли в народе. Получив высшее духовное образование в Монголии, он работал в Петербургском дацане. В 1943 г. был сослан со своим народом в Сибирь. Вернувшись из ссылки, с 1964 г. он жил и практиковал веру в Цаган Амане. Построенный Аавой в Цаган Амане деревянный хурул стал опорой верующих и местом паломничества людей со всей Калмыкии, и не только: будучи знатоком буддийской философии, врачом и астрологом, невзирая на репрессии и угрозы властей, до самой своей светлой кончины Аава принимал верующих, помогал людям, совершал обряды.
В начале 1990-х гг., сразу после того как развитию религии дали зеленый свет, решено было восстановить хурул рядом с домом, где проживал Аава.
Новый храм в Цаган Амане построен в полном соответствии с традициями буддийского зодчества. Особую красоту придает храму изящная пагода с золотистой крышей, украшенная резьбой по дереву. Слева расположена стойка с кюрдэ — молитвенными барабанами. Впечатляет и внутреннее убранство хурула. В алтарной части расположена скульптура Будды Шакьямуни высотой более двух метров. Стены храма увешаны буддийскими иконами с изображениями Зеленой Тары — богини-спасительницы от бед, Будды Манлы, дарующего здоровье, грозного идама Ямантаки и других популярных божеств. Эти живописные тканевые полотна большей частью привезены в Цаган Аман из Тибета и Монголии. Здесь же находятся потрясающей красоты бронзовые скульптуры божеств, выполненные искусными непальскими мастерами. Рядом расположен небольшой, но зеленый садик, на деревьях которого повсюду красуются лунгта — «кони ветра» и ленточки желаний.
Местные говорят, что окрестности этого поселка и впрямь обладают уникальными энергетическими свойствами. И Цаган Аман снискал себе широкую известность как место проведения духовных практик.
Ссылки
Цагаман Аман в Википедии;
Цаган-Аманский хурул.